Картину "Девочка с персиками" Валентин Серов написал, когда ему было всего 22. Да, слово "всего" - спорно, ведь для художника зачастую 22 - это не будильник, запускающий карьерный виток, а зрелый возраст, учитывая тот факт, что многие художники начинают свой творческий путь довольно рано, практически в детстве, в качестве подмастерья у зрелого художника.
Его иконической модели, дочери мецената Саввы Мамонтова - Вере было всего 11.
Отзывы и рецензии искусствоведов и критиков единогласно вторят друг другу:
молодость и энергия слились в едином порыве, как сейчас модно говорить: "Синергия усилий дала результат". Вроде бы очень правильные слова, но что они значат?
На мой взгляд, каждому возрасту присущи определенные ценности. Они определяют то, на чём будет акцентироваться внимание смотрящего. Условно говоря, в 20 человек обращает внимание на одно, а в 40 на другое. Сложно подчеркнуть из возраста 40 то, чем восхищается тот, кому 20. Человек просто не будет понимать в чём тут суть, и как это подать.
Вот и сплелось всё воедино в работе Серова: место (творческий хаб Мамонтова в Абрамцево), лучезарность девочки и атмосферный солнечный момент, красота юности, как части природы, элегантность непосредственности и спонтанности и многое другое.
Такая натуральная настоящесть - как глоток свежеого воздуха среди заформализованных портретов того времени.
В душе Серов был реалистом, то есть стремился, как зеркало отражать ту действительность, которая его окружает. И хотя азы рисования, а затем с появлением импрессионизма и само искусство он начал постигать обучаясь заграницей (Мюнхен, Париж), дальнейший переезд в Россию наложил отпечаток на то, что он изображает. Судьба художника сделала крен и щедро одарила его новым визуальным опытом, пронизанным российской действительностью. Надо сказать, до "Девочки" Серов писал откровенно импрессионистские полотна, к которым публика была мягко говоря неготова. Требовалась адаптация и настройка художника на нужный сюжетный лад. В полотне "Девочка с персиками", уходя от надоевшей парадности и формальности Серов использовал весь арсенал импрессиониста: свободные мазки кистей, сосредоточенность на свете, воздушность, игра света на лице девочки и предметах на столе.
Мягкая, уютная и вместе с тем очень простая обстановка имения Абрамцево, обаяние расслабленной сельской жизни резко контрастировали с жёсткими, формальными портретами в богатом интерьере того времени. И, очевидно, порядком утомленные от пафоса и строгости, ощущая усталость от "стоять по стойке "смирно" в нарядной одежде и изображать соответствие богатому интерьеру" критики, встретили с распростёртыми объятиями лёгкое и непосредственное творение Валентина Серова. Ничто человеческое ни чуждо даже искусствоведам. И даже тот факт, что персики в России того времени были деликатесом на столах в виду их дороговизны, простота и непосредственность девочки, непринужденность позы и взгляд, излучающий любопытство и темперамент фактически ещё ребёнка снижали градус пафоса в разы.
Кстати, Вера Мамонтова, несмотря на то, что имела большие возможности, не сделала громкой карьеры, ни в профессиональной, ни в светской жизни. Однако, её образ увековечен, её помнят и знают все от мала до велика.
На мой взгляд, для AI (ИИ) ещё непаханное поле в части обучения изображения нетипичных лиц. От ориентированных на популярные образы, рекламу и относительно современные стандарты красоты нейронок, очень тяжело получить запоминающееся, реальное лицо с характером. Лицо с читаемой биографией, лицо с точкой зрения, излучаемой во взгляде, лицо с историей, отпечатанной в морщинах. Словом, человеческое лицо.